Реализация в регионах целевых моделей «Регистрация прав собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков»
Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации разработаны по поручению Президента России и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации. В соответствии с распоряжением внедряются двенадцать моделей, определяющих действия и показатели по основным направлениям, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах России. К таким направлениям ,в том числе относятся кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому по ним также созданы соответствующие модели. (Подробная информация о разработке и утверждении целевых моделей содержится в разделе данных тезисов «История вопроса»).
В целевых моделях по регистрации прав и кадастровому учету учтены все шаги, с которыми предприниматели сталкиваются при приобретении и оформлении недвижимого имущества, а также основные потребности бизнеса.
При формировании целевых моделей проанализированы региональный опыт в части выполнения учетно-регистрационных процедур и среднестатистические данные по субъектам Российской Федерации. Результаты анализа лучших практик и причин отставания на региональном уровне позволили сформировать системные решения по оптимизации регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, в основе которых лежит слаженное взаимодействие всех участников процесса.
Целевые модели выстроены в логике последовательности действий, которые осуществляет заявитель для получения земельного участка, здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в собственность, – с момента выбора объекта недвижимости до постановки его на кадастровый учет и оформления прав собственности.
Регистрация прав и кадастровый учет, которые выполняет Росреестр, являются завершающими в цепочке по оформлению недвижимости и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах. Так выбор земельного участка заявитель начинает с ознакомления с градостроительными документами, в том числе с информацией из генпланов и правил землепользования и застройки, обязанность по подготовке которых возложена на органы местного самоуправления. Также заявителю необходимо подготовить и утвердить схему расположения выбранного земельного участка на кадастровом плане территории и присвоить ему адрес. За получением данных услуг заявитель обращается к кадастровым инженерам и опять же к органам местного самоуправления. Кроме того, процесс получения данных услуг напрямую зависит от качества градостроительной документации, а также наличия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) достоверных сведений о границах административно-территориальных образований, водных и лесных объектов, объектов культурного наследия, обязанность по установлению которых возложена в основном на региональные органы власти. Следующим этапом, который необходимо пройти заявителю для оформления недвижимости, является процедура межевания, которую осуществляет на договорной основе кадастровый инженер. И только после успешного выполнения всех этих действий заявитель обращается в Росреестр, чтобы поставить недвижимость на кадастровый учет и зарегистрировать на нее права. Несмотря на то, что процедуры по кадастровому учету и регистрации прав, входящие в компетенцию Росреестра, являются завершающими при оформлении недвижимости, ведомство в составе рабочей группы по созданию целевых моделей по кадастровому учету и регистрации прав приняло участие в разработке действий заявителя на всех этапах этого процесса. В результате в модели включены также целевые показатели, выходящие за пределы функционала Росреестра и затрагивающие сферу деятельности региональных и муниципальных властей, но непосредственно влияющие на качество оказания государственных услуг Росреестра. (Подробная информация о цепочке действий заявителя при оформлении недвижимости представлена в главе данных тезисов «Действия, которые необходимо выполнить заявителю до постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации на него прав собственности»).
Целевые модели направлены на снижение административных барьеров, сокращение сроков при предоставлении государственных услуг, а также на развитие бесконтактных технологий общения Росреестра с гражданами – увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть МФЦ. До конца 2020 года целевыми моделями определены ежегодные показатели доли услуг по кадастровому учету и регистрации прав, оказанных в электронном виде и на базе многофункциональных центров. Так до конца 2017 года моделями установлено увеличение доли предоставления услуг по регистрации прав и кадастровому учету на базе МФЦ до 70% от общего количества каждой из этих услуг. Доля услуг по кадастровому учету, в том числе с одновременной регистрацией прав, предоставленных в электронном виде, к концу 2017 года должна составлять не менее 45% от общего количества таких услуг. Необходимой мерой для достижения высоких результатов в этих направлениях является эффективное электронное взаимодействие Росреестра и региональных органов власти при обмене информацией об объектах недвижимости. Поэтому Росреестр реализует целевые модели совместно с региональными органами власти в целях создания благоприятного инвестиционного климата российских территорий, который предполагает повышение качества и доступности учетно-регистрационных процедур.
С целью снижения административных барьеров моделями определена необходимость сокращения количества решений об отказах и приостановлениях при проведении регистрации прав и кадастрового учета. В частности, установлено снижение до конца 2017 года доли приостановлений при регистрации прав до 6,6%, при кадастровом учете – до 18%. Доля отказов при регистрации прав к концу 2017 года должна составить не более 1,2%, при кадастровом учете – не более 10%.
Большое значение в целевой модели по кадастровому учету отведено работе регионов по внесению в ЕГРН сведений о границах между субъектами России, муниципальных образований и населенных пунктов. Наличие в ЕГРН актуальных сведений позволяет обеспечить соблюдение требований законодательства при проведении кадастрового учета, что повышает защищенность имущественных прав субъектов, юридических лиц и граждан. Кроме того, актуальная информация о границах позволяет эффективно управлять территориями и земельными ресурсами регионов, а также увеличивает инвестиционную привлекательность субъектов России.
Регионам необходимо обеспечить внесение в ЕГРН сведений о границах между субъектами, границах муниципальных образований и населенных пунктов. Целевой моделью определена доля установленных и внесенных в ЕГРН границ административно-территориальных образований к концу 2017 года: для границ субъектов Российской Федерации – не менее 25%,для границ муниципальных образований – не менее 50%, для границ населенных пунктов – не менее 30%. В настоящее время доля внесенных в ЕГРН границ остается крайне невысокой. По состоянию на 1 апреля2017 года в ЕГРН внесены сведения о 46% границ муниципальных образований, 15% границ населенных пунктов и 7% границ между субъектами Российской Федерации от общего количества соответствующих границ.
Действия, которые необходимо выполнить заявителю до постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации на него прав собственности
(информация данного раздела не предназначена для распространения в СМИ, а является вспомогательной для PR-специалистов территориальных управлений Росреестра и филиалов Федеральной кадастровой палаты на случай возникновения дополнительных вопросов)
Выбор земельного участка заявитель начинает с ознакомления с градостроительными документами – генпланом и правилами землепользования и застройки, обязанность по подготовке которых возложена на органы местного самоуправления. В этих документах содержатся сведения о территориальных зонах, их количестве, перечне видов разрешенного использования. Зачастую утвержденные градостроительные документы не соответствуют требованиям законодательства, что, в свою очередь, не позволяет однозначно определить, в границы какой именно территориальной зоны попадает земельный участок, а также для каких целей и как он может быть использован. Кроме того, подготовленные с нарушением требований законодательства градостроительные документы не позволяют внести сведения в реестр недвижимости.
Также необходимо подготовить и утвердить схему расположения выбранного земельного участка на кадастровом плане территории и присвоить ему адрес. За получением данных услуг, которые являются платными, заявитель обращается к кадастровым инженерам и органам местного самоуправления. Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоение ему адреса напрямую зависят от качества градостроительной документации, а также наличия в ЕГРН достоверных сведений о границах административно-территориальных образований, водных и лесных объектов недвижимости, объектов культурного наследия, обязанность по установлению которых возложена на региональные органы власти.
Следующим этапом, который необходимо пройти заявителю для оформления недвижимости, является межевание – установление на местности границ земельного участка с их координатным описанием. Эту процедуру, которая включает подготовку межевого плана и согласование границ земельного участка, осуществляет на договорной основе кадастровый инженер. Срок и стоимость проведения работ, которые выполняет кадастровый инженер, не регулируются на законодательном уровне, а определяются в договоре подряда, что может делать процесс межевания и подготовки документации весьма затянутым. Кроме того, в рамках данного этапа заявитель самостоятельно выбирает кадастрового инженера и проводит проверку сведений о нем.
Выполнение одного из ключевых показателей – снижение количества приостановлений и отказов во многом зависит от уровня квалификации кадастрового инженера, а также качества подготовки градостроительных документов, что является сферой ответственности субъектов России и муниципальных образований.
История вопроса (информация данного раздела не предназначена для распространения в СМИ, а является вспомогательной для PR-специалистов территориальных управлений Росреестра и филиалов Федеральной кадастровой палаты на случай возникновения дополнительных вопросов)
Двенадцать целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р в целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне.
Целевые модели по улучшению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации подготовлены Минэкономразвития России в соответствии с поручением Президента России по итогам совместного заседания президиума Госсовета и консультативной комиссии Госсовета 12 ноября 2016 года.
Целевые модели утверждены, в том числе в целях улучшения показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Росреестр принимал активное участие в разработке целевых моделей по кадастровому учету и регистрации прав. Ведомство вошло в состав рабочей группы, организованной Агентством стратегических инициатив для выработки системных решений по улучшению инвестиционного климата в регионах России. Для создания целевых моделей Росреестр разработал предложения по оптимизации действий региональных органов власти, органов местного самоуправления, кадастровых инженеров, а также непосредственно Росреестра для совершенствования процесса кадастрового учета и регистрации прав. В результате в модели включены целевые показатели, выходящие за пределы функционала Росреестра и затрагивающие сферу деятельности всех участников процесса оформления недвижимости, но непосредственно влияющие на качество оказания государственных услуг Росреестра.
Мониторинг внедрения целевых моделей возложен на созданныена федеральном уровне рабочие группы. Руководителем рабочей группы по мониторингу внедрения целевых моделей по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости назначена заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко.
На региональном уровне целевые модели используются для формирования «дорожных карт» субъектов Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата по каждому из направлений. Разработка «дорожных карт» ведется созданными в регионах рабочими группами (проектными офисами). Представители территориальных органов Росреестра и филиалов Федеральной кадастровой палаты входят в состав группы по государственной регистрации прав и кадастровому учету.
Межмуниципальный отдел по Бижбулякскому и Миякинскому районам Управления Росреестра по Республике Башкортостан